Газета «Восхождение» № 8, 2015 г.

Туризм как одно из направлений социальной адаптации детей с ограниченными возможностями

Туризм является уникальным средством адаптации для детей с проблемами здоровья, так как его функции соответствуют реабилитационным задачам, включают различные механизмы адаптации и самоадаптации при условии активного участия в процессе самого ребенка.

Что позволяет рассматривать туризм как одно из средств адаптации детей с ограниченными возможностями?



Во-первых, туризм – это двигательная активность. Известно, что движение имеет большое значение в развитии человека с первых минут жизни. Хронические заболевания, инвалидность приводят к снижению двигательной активности, способствуя тем самым понижению психической и физической устойчивости организма. Двигательные ограничения значительно снижают жизненные возможности, служат причиной угнетения, уныния, стресса, потери веры в себя.

Туризм оказывает большое влияние на оздоровление детей с ограниченными возможностями. Через него осуществляется терапия и профилактика психосоматических заболеваний, поддержание физической формы и здоровья.

Во-вторых, активный отдых создает среду полноценного общения, в которой ребенок с проблемами взаимодействует с разными людьми, устанавливает социальные контакты и имеет возможность выполнять различные социальные роли. Спорт и туризм создают возможность устанавливать независимые и разнообразные контакты, помогающие получить уверенную и эффективную жизненную поддержку.

В-третьих, имеет место воспроизводящая функция, которая направлена на восстановление сил, затраченных при выполнении учебной деятельности и повседневных бытовых обязанностей.

Туризм помогает восстановить и психические ресурсы человека. Отдых при этом носит активный характер, включая разнообразные развлечения, которые помогают отвлечься от монотонности быта, познать мир шире, познакомиться с различными традициями, обычаями, новыми людьми, узнать неизвестные ранее природные явления.

В-четвертых, туризм, как вид деятельности, экологичен. Благоприятный климат, красивая природа, близость водных пространств (река, озеро, море), наличие природных памятников, памятников материальной культуры – все это способствует положительному психоэмоциональному настрою, что также является реабилитирующим фактором.


В-пятых, туризм предоставляет возможности для развития личности. Познание истории, культуры, жизни других народов несет в себе большой гуманитарный потенциал, обогащает человека, расширяет кругозор. Гуманитарное значение туризма не только в его познавательности, но и в мирной направленности.

8 августа добровольцы службы Милосердия пригласили инвалидов молодого возраста на совместный отдых.

Наше отделение побывало на торжественном богослужении в храме иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

Там ребята имели возможность пообщаться с настоятелем церкви отцом Иоанном, который рассказал о боях на Соловьевой переправе во время Великой Отечественной Войны. Затем ребята совершили небольшой пеший поход по местам, где и проходили бои.

Отделение социализации инвалидов молодого возраста используют активный отдых для поддержания своего здоровья, сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости.

Воспитатель отделения социализации

инвалидов молодого возраста

Н.В. Богатырева

Гончарная мастерская

Глину не мять —

горшков не ви­дать

В рамках реализации социального проекта «Центр профориентационного сопровождения детей — инвалидов «Навигатор» в отделении социально-трудовой реабилитации, на базе СОГБУ Центр «Вишенки» создана гончарная мастерская. Открытие состоялось 6 августа. Благодаря данному проекту учреждение получило возможность приобрести специальное оборудование, необходимые материалы для создания гончарной мастерской и организации её работы. Пробные занятия в мастерской начались задолго до начала официального открытия. Работы Михаила Солдатова, Алексея Косушкина, Михаила Носенко, Константина Абрамкина, Евгения Уколова, Сергея Гусева были представлены на первой выставке гончарной мастерской. Пока это только первые скромные шаги, и пусть эти изделия не несут в себе большого творческого потенциала, но они сделаны с душой, с желанием работать дальше, развиваться и совершенствоваться.

Материалом для работы в гончарной мастерской является глина. Как известно, глина – это экологически чистый материал, созданный самой природой. В природе глина встречается огромными залежами и используется не только в гончарных мастерских, но как один из основных строительных материалов. Удивительна и уникальна глина по своим свойствам и возможностям. Пластичная и податливая, она легко формируется и хорошо держит заданную форму.

В руках умелого мастера глина превращается в настоящее произведение искусства. По цвету она бывает достаточно разнообразной, начиная от почти белого до жёлтого, голубоватого, красного цветов, что дает дополнительный декоративный эффект.

Работа с глиной даёт хороший успокаивающий эффект, положительно влияя на нервную систему.

При разработке программного блока занятий учитывался такой набор навыков движений, где непосредственно задействована вся кисть руки (пальчиковый арнамент).

А вот основной блок занятий составлен таким образом, чтобы дети знакомились не только с историей развития гончарного дела, но и на каждом занятии выполняли практические действия, начиная от самого простого (катание шариков и жгутиков) до выполнения готового изделия.

Плоскостная лепка переходит в более сложную – объемную. При этом воспитанники прослеживают все этапы работы: сушка, подготовка к обжигу, обжиг. Изделие обжигают при температуре 900-1200 градусов в специальной муфельной печи. Процесс обжига выполняется педагогом.

В полноценной работе гончарной мастерской задействован гончарный круг — это сложный технологический процесс, и прибегать к нему мы будем довольно часто.

Проведенный мастер — класс под руководством специалиста по гончарному мастерству Федотова Ю.Т. на гончарном круге наглядно продемонстрировал нашим воспитанникам своё удивительное ремесло.

В работе на гончарном круге пробовали свои силы Артем Маневский, Руслан Шахсинов и особенно удивил своим упорством четырехлетний Миша Шишечкин.

Инструктор по труду

В.Я. Романова

Вот оно, какое наше лето…

Совсем недавно стала перечитывать художественные произведения о лете. Больше всего впечатлений произвёл рассказ К.Ушинского «Утренние лучи», отрывок из которого я предлагаю вам, уважаемые читатели:

«Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю. Первый луч полетел и попал на жаворонка…«Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»… Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: ку-ка-ре-ку! Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и — зум-зум-зум! — полетела собирать медок с душистых цветов». Жизнь, полная энергии, кипела вокруг. Как она похожа на жизнь летом в Центре «Вишенки»!


С книгой по жизни

Ты ищешь знаний, мудрости

земной, Ты ищешь смысла жизни

Во вселенной, Найди на полке книгу и

раскрой, Источник мысли чистый,

Вдохновенный.

А. Мирцхулава

 

Друзья! Я хочу поговорить с вами о великом достижении человеческой мысли — о книге.

Книга сопровождает людей с давних времён: с клинописных плиток Месопотамии и папирусных свитков Древнего Египта и до наших дней. Книга сопровождает человека всю его жизнь – с первых детских книжек и букваря до редкого томика стихов любимого поэта.

На протяжении своей долгой истории она всегда была добрым другом человека, его умным наставником и отзывчивым советчиком.

Книга обогащает нашу духовную жизнь, формирует идеалы, воспитывает гражданские чувства.

А. Франческо Петрарка писал: «Золото, серебро, жемчуг, пурпурные одежды, мраморные здания, картины и другие предметы могут доставлять только переходящее удовольствие, книги же могут привести нас в истинный восторг, они говорят с нами, как живые, они наши лучшие советчики, наши ближайшие друзья».

В СОГБУ «Центр «Вишенки» для детей и родителей, работает библиотека с прекрасно подобранным библиотечным фондом.

У нас вы можете взять для прочтения: сказки, рассказы, повести русских и зарубежных авторов, стихи, познавательную литературу для самых маленьких.

Для читателей среднего школьного возраста – детские детективы, фантастику, приключения, книги о дружбе и любви, поэзию, книги русских классиков, энциклопедии, научную литературу и многое другое.

Книги для более взрослого читателя – детективы русских и зарубежных авторов, книги о подвигах советского народа в годы Великой Отечественной войны, приключения, фантастику, романы о любви, поэзию, духовную литературу, книги по психологии и логопедии и т.д.

Антон Павлович Чехов сказал: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. А чтобы мысли были красивыми надо много читать».

Мы работаем с 9-00 до 16-00 каждый день, кроме выходных (субботы, воскресенья). Находимся на втором этаже административного корпуса, кабинет № 10.

Двери библиотеки всегда открыты для вас, дорогие читатели!

Библиотекарь Е.А. Степченкова

События месяца

О5.08 — стартовала III смена оздоровительного лагеря «Радуга», которая называется «Галактика Детство»

06.08 — Департамент Смоленской области по социальному развитию предоставил возможность детям и родителям Центра «Вишенки» посетить представление цирка «Триумф» под руководством Народного артиста России Мстислава Запашного.

С 10.08 – 23.08 – проходил VII Смоленский Международный волонтерский лагерь «Надежда» на базе Центра «Вишенки».

07.08 — получатели социальных услуг отделения социализации инвалидов молодого возраста СОГБУ «Центр «Вишенки» приняли участие в районной спартакиаде Промышленного района города Смоленска, организованной районной организацией общества инвалидов.

 

13.08 — профориентационная экскурсия в музей «Городская кузница XVII века» состоялась для воспитанников Центра.

13.08 — в стационарном отделении прошёл конкурс чтецов, вокалистов, танцоров «Лунная дорожка».

15.08 — в стационарном отделении СОГБУ «Центр Вишенки» прошла дискотека «Скоростной болид».

18.08 — в отделении дневного пребывания прошла встреча с настоящими пожарными и специально обученными собаками.

19.08 — в СОГБУ «Центр «Вишенки» в рамках реализации социального проекта «Центр профориентационного сопровождения детей-инвалидов Навигатор» прошел обучающий семинар для специалистов по профориентационной работе, представителей заинтересованных структур и волантеров по теме «Организация творческой деятельности как компонент эффективной социализации и профориентации детей-инвалидов».

20.08 – в СОГБУ «Центр «Вишенки» прошло закрытие VII Международного волонтерского лагеря «Надежда».

25.08 – в клубе для родителей «Субботняя академия» состоялась встреча с начальником отдела социальной защиты населения г. Смоленска Барсуковой Н.В.

26.08 – на базе Центра «Вишенки» состоялось торжественное открытие первого Российско-Белорусского патриотического слета молодежи.