Игра в жизни ребёнка - дошкольника

Дошкольное детство - это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, его самостоятельности. Важнейшим условием развития индивидуальности ребёнка является освоение детских видов деятельности.

Игра – один из ведущих видов деятельности в дошкольном детстве. В игре малыш сам стремится научиться тому, что еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.

В игре ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность;

активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, учится договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

учится различать условную и реальную ситуации, подчиняться разным правилам и социальным нормам;

учится выражать свои мысли и желания, может использовать построения речевого высказывания в ситуации общения.

Да. Играя, дети учатся общению, взаимодействию. В игре познают окружающий мир.

Как же развивать любознательность ребенка, чтобы у него на всю жизнь сохранилось желание учиться?

• Слушайте вопросы ребенка и не ленитесь отвечать на них. Ведь малыши — ужасные «почемучки». Им нужно узнать очень многое, поэтому они постоянно задают вопросы. И неудивительно, что у вас, родителей, часто голова идет кругом от дождя их вопросов. Иногда желания отвечать на сотый вопрос «почему?» и «что это?» может и не оказаться, но постарайтесь не прятаться от любознательного дождя под зонтиком усталости или равнодушия. Не одергивайте ребенка, не молчите. Не говорите ему, что «ты слишком мал, чтобы понять это». Все его вопросы заслуживают вашего ответа. Поэтому не ленитесь объяснять малышу, как устроен мир, ведь так вы делаете его более умным.

Примиритесь с исследовательской деятельностью малыша, и не только примите ее как должное, но и поощряйте ее.

Мир полон захватывающих вещей, и для вас, родителей, это часто беда, ведь ребенку надо с ними экспериментировать. Да, активное изучение ребенком мира может принести в ваш дом сумбур и беспорядок. Но нужно понимать, что, сдерживая его, вы помешаете приобретать необходимый ему опыт.

Любопытному малышу интересно все: что будет, если дер­нуть кошку за хвост, сорвать листочек комнатного цветка, положить в воду телефонную трубку? Что будет, если попробовать песок на вкус, бросить игрушечный автомобиль через всю комнату? Если эксперимент вашего юного исследователя становится опасным и разрушительным, вам необходимо остановить его, переключив внимание на другой объект. При этом объяснить, что вас не устраивает не сам процесс, а его результат. Для спасения дома и поддержки малыша-ученого проводите безобидные опыты и эксперименты вместе с ребенком: лепите из теста пирожок, собирайте букет для мамы, разрисовывайте скучные обои, сдувайте пух с одуванчика, просеивайте песок через сито, смешивайте пищевой краситель с водой и т.д.

• Показывайте и наблюдайте вместе с малышом мир.

Наблюдение — прекрасный способ познания мира! Музеи, игровые площадки, лужайки, магазины игрушек, парки, зоопарки, оживленные улицы — маленькому ребенку почти везде есть чему поучиться. Посещайте выставки, концерты, театры, ходите в гости — ваш ребенок обязательно найдет что-то интересное для себя. Делитесь с малышом собственными наблюдениями, задавайте ему вопросы и обсуждайте их с ним.

•Позволяйте ребенку получать разнообразные впечатления.

Пусть он качается на качелях, катается с горки, плещется в детском бассейне, сажает цветы, дергает сорняки, играет в мяч, посыпает тесто мукой, рисует мелком, накрывает на стол, жмет на кнопку звонка, играет с детьми, активно осваивает детскую площадку, моет посуду, говорит по телефону. Возможностей много, они есть везде. Приобретаемый опыт ценен сам по себе, а ваши комментарии могут сделать его еще более ценным. Все, что делает малыш, дает ему необходимый жизненный опыт.

• Поощряйте фантазии и импровизации ребенка.

Ведь ребёнка учите не только вы и реальный мир, но и мир фантазий, который вы можете создать с помощью книг, кино, мультфильмов, телевизионных передач. По­ощряйте любые игры. В собственном воображении ребенок может стать взрослым на пикнике, белкой в лесу, Котом в сапогах, кассиром за прилавком или Винни-Пухом. Предлагайте ему придумывать свои сказки или переписывать уже хорошо ему знакомые. Задавайте вопросы: «А что бы произошло, если бы на месте Красной Шапочки была Снежная Королева? И как бы жили тогда герои?» Позвольте ему придумать свой вариант развития событий, стимулируя фантазию дополнительными вопросами.

• Будьте для малыша примером.

Пусть ребёнок поймет, что вы тоже любите исследовать окружающий мир. Рассказывайте о своих наблюдениях и новых знаниях, пусть сын (дочь) понимает, что обучение продолжается всю жизнь. Ваш интерес к жизни будет лучшим образцом для подражания.

• Обучая ребенка, играйте с ним.

Обучение должно стать веселой забавой. Если ваш ребенок почувствует, что вы его заставляете учиться, ругаете, высмеиваете и кричите за неудачи, если вы будете ставить перед ним трудные не по возрасту задачи, насильно заставлять что-то делать, то он начнет страшиться учебы, страшиться узнавать что- то новое. Поэтому старайтесь, чтобы обучение для ребенка сопровождалось игрой.

Сегодня я хочу предложить лишь некоторые примеры увлекательно-познавательных игр.

Игры с водой

Вода принимаетm форму

Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Родителям стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

Окрашивание воды

Подкрасьте воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета. В одной бутылке (пластиковой, прозрачной) сделайте концентрированный раствор, а потом разливайте этот раствор в разных количествах в другие бутылки. Разлив концентрированный раствор по емкостям, долейте воды и посмотрите с малышом, где вода получилась темнее, где светлее.

Растворяется или не растворяется

Что еще может раствориться в воде, кроме красок?
Пусть малыш наливает в воду (теплую или холодную) разные жидкости ложкой. Сок, молоко, кефир, сироп, мед, варенье или даже несколько капель подсолнечного масла. А если сыпать в воду разные порошки?
Сахар, соль, муку, крахмал, растворимый или нерастворимый кофе. А если бросать в воду твердые предметы? Кусочек мыла или сахара или что-то другое. Что происходит с водой? Меняется ли ее цвет? Прозрачность? Растворяется ли то, что мы кидаем в воду сразу же, после размешивания или через некоторое время?

Пузыри

Следует научить малыша пускать пузыри в воду. Взрослому необходимо сначала показать ребенку, как можно это сделать, чтобы он попытался сделать то же, а потом наблюдал за пузырьками.

Выжми мочалку

Взрослый дает ребенку губку и просит наполнить водой миску, которую он держит в руках. Но сделать это надо только с помощью губки, набирая воду и отжимая потом в миску.

РИСОВАНИЕ МАНКОЙ НА ПОДНОСЕ

Манка по текстуре очень похожа на песок. Иногда, для смены тактильных ощущений (когда хочется эффекта прохладного морского песочка), можно положить манку ненадолго в холодильник. Поднос можно просто прикрепить к детскому столику на двухсторонний скотч и играть в свободном доступе. Высыпаем манку на 3-4 мм на поднос и начинаем творить! Предварительно можно подстелить покрывало, чтобы минимизировать процесс уборки после рисования. Манкография (рисование манкой или на самой манке) принесет вам массу положительных эмоций! Варианты рисования на манке:

1. Изучение букв и цифр. Это занятие весьма увлекательное и долгое. Можно это делать пальчиком, а можно с помощью трубочки от коктейля или линейки.

2. Тренажер для развития речи. При помощи трубочки для коктейля можно дуть на манку, чтобы обнаружить под манкой наклейку с рисунком (которую предварительно нужно маме приклеить и закопать)! Ребенок в восторге от находки, мама в восторге от развития речи!

3. Рисование на манке. Помимо обычного хаотичного рисования и свободной игры можно вместе с мамой рисовать цветочки, солнышко и лучики, тучки и дождик, домик и заборчик и т.д.

Игры с прищепками

Игра «Ёжик»

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

Оборудование: шаблон ежика, прищепки.

Ход игры:

Даем ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ёжика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. После стихотворения ребенок прикрепляет к спинке ёжика прищепки.

Ёжик, ёжик, где гулял? Где колючки потерял?

Ты беги скорей к нам, ёжик. Мы сейчас тебе поможем.

Игра «Тучка»

>Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления.

Оборудование: прищепки, шаблон тучки.

Ход игры:

Даем ребенку вырезанные из синего картона заготовки тучи. Малыш выбирает из коробки синие прищепки и прикрепляет к туче дождевые капельки. Затем вместе читаем стихотворение:

Тучка солнышко закрыла. Землю дождиком умыла.

После этого ребёнок снимает по очереди прищепки, приговаривая: кап-кап, кап-кап.

Пальчиковые игры

Замочек

На дверях висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Мы замочек повертели.
Мы замочек покрутили.
Покрутили и – открыли.

Хлеб

Муку в тесто замесили,

Сжимают и разжимают пальчики.

А из теста мы слепили:

Прихлопывают ладошками, «лепят».

Пирожки и плюшки. Сдобные ватрушки. Булочки и калачи

Всё мы испечем в печи.

Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца.

Обе ладошки разворачивают вверх.

Очень вкусно!

Осень

ВЕТЕР ПО ЛЕСУ ЛЕТАЛ,

Дети делают кистями плавные движения вперед – к груди.

ВЕТЕР ЛИСТИКИ СЧИТАЛ:

ВОТ ДУБОВЫЙ, ВОТ КЛЕНОВЫЙ, ВОТ РЯБИНОВЫЙ РЕЗНОЙ,

ВОТ С БЕРЕЗКИ – ЗОЛОТОЙ, ВОТ ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ С ОСИНКИ

Поочередно загибают пальцы на руке.

ВЕТЕР БРОСИЛ НА ТРОПИНКУ

Встряхивают кистями рук.

>Игры на развитие мелкой моторики

«Накорми колобка»

Цель: развитие мелкой моторики рук и тактильной чувствительности.

Оборудование: баночка с крышечкой (на крышечке мордочка колобка, а на ротике отверстие), бусинки или крупа (фасоль).

Ход игры:

Берём фасоль, которую по одной нужно класть в ротик колобка.

Колобок, колобок. Очень ты румяный бок.

Ты ротик открывай. Фасоль в ротик попадай.

Грибы для белочки.

Цель: развитие мелкой моторики рук и тактильной чувствительности.

Оборудование: игрушка белка, шнурок, вырезанные грибы с отверстиями на ножке.

Ход игры:

Рассматриваем белочку. Помогаем ребёнку дать ответы на вопросы: какая белочка? Где живёт белочка? Что любит белочка? Предлагаем отправиться на волшебную полянку и найти там грибы для белочки. А так как скоро зима, нужно помочь засушить грибы(т.е.нанизать на верёвку).

К играм можно отнести и разгадывание загадок.

Он работник настоящий очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом. (муравей).

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел. Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

В завершение нашей беседы предлагаю одну довольно яркую и запоминающуюся игру на сплочение.

Пляска шариков.

Задание: уложить шарики на покрывало. Взяться за него всем вместе и по команде устроить пляску шариков. Шарики не должны упасть с покрывала.


Игра в жизни ребёнка - дошкольника